31 Травня 2016 17:12

Пошукова форма

  • Самохвалова

    Лана Олегівна

    Журналіст (Укрінформ)
    Про автора
    Оглядач в Українському національному інформаційному агентстві "Укрінформ".

УПЦ (МП) обязала всех поминать Кирилла и выписывать церковную газету

В конце прошлой недели Митрополия УПЦ (МП) провела ежегодное собрание духовенства. Курс на единство с Русским миром сохраняется.
В Киево-Печерской Лавре прошло незаметное общему взгляду событие - ежегодное собрание духовенства Киевской епархии. На нем собрались иерархи, викарные епископы (владыки, не имеющие «подведомственных территорий»),  три епископа Киева и области, имеющие свои епархии, клирики.  

На всякий случай, напомним: епархия как бы административно-территориальная единица церкви во главе с архиереем. Каждый клирик обязательно должен быть приписан к такой епархии, это как прописка для священника.

Епархиальные собрания предполагают выступления предстоятеля церкви, что-то вроде ежегодного послания для священников и монахов.  На таких собраниях задается вектор настроений и намерений, вектор каких-то взаимоотношений по линии «церковь-общество», «церковь-государство».

Кроме официального доклада на собрании ставятся вопросы и звучат ответы предстоятея. Это уже то, о чем не сообщает официальная пресса. Но все ответы на волнующие вопросы клирики получают именно здесь.

Автору этих строк то, о чем шла речь на сборах, стало известно со слов присутствовавших там священников.  Мы передаем содержание наших разговоров с нашими комментариями.

«Блаженнейший Онуфрий заявил, чтобы патриарха Кирилла все должны поминать обязательно, - делится с нами настоятель одного из храмов, - было приказано вопрос церковного единства с Москвой не поднимать, поскольку мы с ней должны быть едины».

Вопрос «поминания-непоминания» на литургии патриарха Кирилла, как «великого отца и господина» обсуждается в церковной среде уже давно. В Западной Украине священники уже давно его не поминают, в противном случае храмы были бы пусты.  В Черкасской епархии местный владыка Софроний официально позволил священникам не поминать предстоятеля РПЦ на литургии. (За это некоторые пророссийские сайты обозвали его «раскольником»).

У множества украинских священников  поминания Кирилла, «как господина и отца» застревает в горле. Ранее, когда автор этих строк обзванивал епархии УПЦ (МП) с вопросом, готовы ли перестать поминать патриарха РПЦ, то часто слышали в ответ, что ждут волю церковного начальства.  Церковное начальство озвучило свою волю. Озвучило  киевским иерархам и священникам, но это достаточно четкий сигнал всем остальным епархиям.  Единство с Москвой, поминовение и повиновение.

Но это не единственная новость с собрания.

«Нас обязали подписываться на официальную церковную газету, - делится впечатлением другой батюшка, - понимаете, до 2008 года каждая парафия должна была выписывать по 30 бюллетеней Василия Анисимова, который до 2008 года считался руководителем пресс-службы УПЦ. Это было не нам нужно, но и не так обременительно.  А сейчас объявили, что выписать газету должен чуть ли не каждый прихожанин».

Вопрос церковной прессы один из самых болезненных для церкви. По большому счету, такие издания не окупают себя нигде, но иметь  свою «бумажную газету» для церкви - предмет престижа. Если наш собеседник говорит правду, то митрополия решила финансирование предмета своего престижа переложить на плечи паствы. В течении месяца «Церковная Православная газета» пыталась сделать себе рекламу, мне втиснули в Лавре после литургии один ее «презентационный номер» с корешком на подписку, намекающим на то, чтобы я его оплатила. Выписывать газету я не стала, но почитала. Один разворот газеты был посвящен управделами УПЦ (МП) митрополиту Антонию, второй - Блаженнейшему Онуфрию, третий содержал методические разработки для воскресных школ и прочую информацию, где прошли, какие празднества и кто из первых лиц церкви там побывал, все - без политики, обычный для УПЦ (МП) пацифизм.

Но дело не в качестве, будь даже газета трижды интересной, небогатая паства, которая находит деньги на книги святых отцов, едва ли будет платить 107 гривен (именно такую сумму «обязал» сдать свою паству священник из Киевщины) годичной подписки на информацию о том, куда поехали местные иерархи. Обязать подписываться на какую-то газету - типично советская практика.

Но УПЦ (МП) решила обязать сделать это таким вот админресурсом.

«Я хотел бы сказать и что-то хорошее о собрании, - продолжает наш собеседник, - например, Блаженнейший Онуфрий передумал давать орден скандальному антиукраинскому блогеру Дмитрию Скворцову.

Представление на орден подал Василий Анисимов (также журналист, по некоторым данным тесно сотрудничающий с Московской патриархией, последние годы представляющийся пресс-секретарем УПЦ, даже не имея на то полномочий - авт.), но потом Блаженнейшему объяснили, что это все равно, как награждать черносотенца и антиукраинца, и он передумал, а, кроме того, обязал проверять все документы, которые подает Анисимов».

Слушая  собеседника, я подумала, что мы живем в каком-то странном мире. Мы считаем достижением и прогрессом, что глава крупной украинской церкви отказался награждать церковным орденом антиукраинского журналиста из России аккурат в то время, когда происходит российская агрессия. И вменяем в заслугу, что он сказал проверять документы одиозного деятеля Василия Анисимова, которому вообще следовало отказать в приеме.

Новостью, также стало введение в епархиальную раду управделами УПЦ (МП) митрополита Антония, епископа Бориспольского и Броварского. Напомним, что фактически УПЦ (МП) руководят два человека, Блаженнейший Онуфрий и управделами митрополит Антоний. Такая себе прокремлевская пара. Любопытно, но по некоторым данным, митрополиту Антонию нарезали так странно епархию и на Правом берегу  и на Левом берегу, чтобы туда входило Межигорье. Все же, по замыслу Януковича, именно митр. Антоний должен был стать сменщиком блаженнейшего Владимира. Так вот, наши собеседники считают, что введение в епархиальный совет Антония объясняется его желанием иметь больше рычагов воздействия, как члена рады, на клир Киевской епархии. Он снова хочет стать митрополитом.

В общем-то, эти сообщения подтверждают курс нынешнего церковного руководства на углубление церковного раскола и верность Москве. Слово «раскольники», которое благодаря Блаженнейшему Владимиру ушло из нашего словоупотребления, вернулось на официальный сайт УПЦ (МП). Так же как в риторику митрополии вернулся пренебрежительный тон к УПЦ (КП) и демонстративная гордость каноничностью. Если говорить чисто «политтехнологически», УПЦ (МП) строит линию мобилизации верных вокруг защиты «ценностей русского мира и каноничности». УПЦ (МП) убеждает, что раскольники - враги и захватчики храмов с той же настойчивостью, с какой Путин убеждает своих адептов, что вокруг России одни враги. Это такая технология осажденной крепости, когда во всех кругом предлагают видеть неприятеля, а верность Христу приравнивают верности к патриарху Московскому.

Просматривая фотографии с ежегодных епархиальных сборов, они проходили в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, я  вспоминала множество молодых семинаристов, которые ходят в Трапезный храм.  Одни приходят сюда на службу всей группой, другие поют на клиросе. У этих мальчишек замечательные глаза.  В семинарию и академию поступают хорошие дети. Какое будущее готовят им церковные начальники? Не берусь судить, чему их там научат, учитывая вводные Москвы и риторику про мешающим всем жить  «злобных раскольников»,  но где эти дети смогут служить по окончании семинарии и академии? Отношение к руководству  УПЦ (МП) и власти, и нецерковного сообщества  и собственной паствы претерпевает очень серьезные изменения. Тридцать парафий, которые перешли в УПЦ КП, это сотни людей, очнувшихся от пропаганды «Русского мира». Как бы не винили промосковские руководители в захватах национальную УПЦ (КП), как бы не копались в законах, как бы не отказывались видеть в этом собственную вину перед Украиной, это всего лишь начало. Так выражается  равнодушие и протест паствы к своему начальству.  

Равнодушие государства выражается в том, что оно больше не будет помогать храмовому строительству УПЦ (МП). Иерархи еще не почувствовали, но этот антиукраинский праздник жизни за счет Украины закончился. Ни одна громада не сможет взять землю для УПЦ (МП). Даже хорошие священники попали под раздачу из-за московской позиции своего руководства.

Но возвращаясь к теме семинаристов. Кем станут эти мальчики после обретения сана? С какой нелюбовью и равнодушием общества они столкнуться, выйдя из монастырских стен? Сколько адресованного епископам негатива придется выносить им?  Преосвященнейшие владыки УПЦ (МП), нефть ведь дешевеет. Не так давно, за дешевые энергоресурсы Янукович чуть не отдал суверенитет страны. Он чуть не отдал наше будущее за будущие скидки, в результате нефть подешевела и мы получили подешевевшие ресурсы просто как подарок неба. А Янукович сидит в Ростове и никто не хочет его видеть.

Владыки, мы знаем о соблазнах, которые стоят перед вами, но подумайте о вечном. Хотя бы ради этих детей, попробуйте заглянуть в будущее и полюбить эту страну.

Лана Самохвалова
 

Теги: 

Коментувати:

Увійдіть або зареєструйтесь, щоб залишати коментарі

Коментарі

  • Олександр Билокур

    Л. Самохваловой – ЛИЧНО.

    Л. Самохваловой – ЛИЧНО.

     

    Здравствуйте, уважаемая Лана Олеговна!

    Мне кажется, мы с Вами знакомы. Если я не ошибаюсь, мы вместе летали в Иерусалим за Благодатным огнем в 2010 году, и Вы были в пуле украинских журналистов, освещавших это событие.

    Сегодня прочитал Вашу статью. В самом деле, интересно, информативно и во многом с Вами согласен, но по кое-каким тезисам готов с Вами подискутировать. Я сам был участником этого собрания и могу подтвердить объективность изложенной информации. Но, к сожалению, возможно, из-за поспешности, Ваша статья не прошла «вычитку»  и редактирование более опытного человека, разбирающегося в церковной тематике. (Простите, не хочу Вас обидеть).

    Попытаюсь подкорректировать текст.

     2 абзац: «викарные епископы… три епископа Киева и области, имеющие свои епархии». Три епископа Киева – Николай, Феодосий и Климент, как и четыре епископа области – Варсонофий,  Илларий, Дамиан и Иона, имеют не «епархии», а «викариатства». Все викариатства составляют Киевскую Епархию или Митрополию.

    4 абзац: «епархиальные собрания предполагают выступления предстоятеля Церкви». Митрополит Онуфрий в другие епархии на собрания не ездит. Поэтому правильнее было бы написать: «предполагают выступления правящих архиереев».

    8 абзац: «как великого отца и господина». Корректнее будет сказать: «Великого господина и отца…».  

    17 абзац: «он снова хочет стать митрополитом». Митрополитом Антоний уже является. Корректней будет написать: «хочет стать предстоятелем».   

    И последний абзац. Я думаю, Вы недооцениваете многих архиереев УПЦ, которые родились на Украине, служат и любят свое Отечество, землю и украинский народ. Также можно пообщаться с прихожанами Киевских храмов УПЦ, и Вы убедитесь, что их  патриотизм нисколько не меньше патриотизма прихожан УПЦ КП.  

     

    Если у Вас будет желание, я мог бы прочитывать перед публикацией Ваши статьи, чтобы в будущем не допускать подобных ошибок.

     

    С уважением прот. Александр Билокур.

    19 12 2014, 20:35